Так ли уж безобидны "матрасники"
в горном туризме?
f


У каждой жизни есть мелодия своя.
Ее берут у тех, кто музыкой богат, 
И учат много лет без отдыха и сна.
Но сочинить свою - труднее во сто крат.


       Александр Дольский,
       автор-исполнитель, горный турист
А зачем вообще зимой ходить в горы, летом же купаться можно!
Цитата вполне уместна, потому что писать я буду не о музыке, а о горном туризме. Сейчас под "туризмом" понимается поездка в Самарканд-Бухару-Хиву. Но я не об этом туризме.
Хочу порассуждать о горном туризме. В нем проблем не меньше, чем с Бухарой, Хивой и Самаркандом вместе взятыми. Но все эти проблемы сводятся к одной: никто не знает, что такое горный туризм. Хотя, казалось бы, что может быть проще: надел рюкзак и пошел в горы. Но определять явление через его свойства - не совсем корректно.
Приведу пример. Время от времени мне приходится готовить, но это же не значит, что я - повар. Готовят многие, поваров - единицы. Ну и потом, по горам ходят не только горные туристы. Там можно встретить пастухов, охотников, рыболовов, сборщиков орехов (шиповника, яблок), топографов, геологов, альпинистов, пограничников, лесников.
Вряд ли мое определение будет особо оригинальным (к тому же оно не мое, лет 30 назад была обширная дискуссия в журнале "Турист"), но лично я считаю, что горным туристом является человек, который не может не ходить в горы, причем, ходит он в горы ради самих гор, а не ради какой-то их, пусть даже самой замечательной, части.
зимой некрасиво, все вокруг белое и одинаковое
А если человек просто идет в горы отдохнуть? Он идет ради гор, но он может пойти отдыхать, а может не пойти. И в этом случае горным туристом он не является. Раньше таких людей называли матрасниками, отдыхающими.
Я сразу хочу сказать, что я совсем не против этих людей, но если такие люди называют себя горными туристами, то, извините, я вправе требовать, чтобы они соответствовали этому званию.
и какой смысл идти в горы, если там  туман?
А то знаете, как бывает? Просится человек в поход, позиционирует себя как горного туриста. Выходим в горы, он проходит 30 минут, и заявляет, что вот это - замечательное место и дальше идти нет никакого смысла. Место действительно замечательное, но целью горного похода является посмотреть штук 500 таких мест, и найти 100 новых. Естественно, возникает конфликт, и кто-то в любом случае будет недоволен. А бывает, что пройдет с тобой весь маршрут, а вечером вытащит бутылку водки и заявит, что без водки никто не ходит. И спорить с ним бесполезно. Удовольствия от гор он не получает. Все удовольствие - "от нее родимой". А тебе зачем всю ночь терпеть этого алкаша, который впридачу еще обижается, что с ним никто не выпил?
и какой смысл идти в горы, если там  туман?
Я не против любителей выпить, пускай собираются и пьют в любом другом месте. Но в горы люди ходят ради гор.И почему то людям очень престижно называть себя горными туристами. Но в случае, если они идут в поход с настоящими горными туристами, без конфликтов не обходится. Горы требуют от человека очень очень многого. Приходится очень многим жертвовать и даже рисковать. Но настоящий горный турист идет на эти жертвы, потому что получает взамен гораздо больше.
И когда слышишь фразу типа "Я с удовольствием сходил бы в горы и обязательно пойду, но в следующий раз, потому что в этот раз у меня день рождения". Будьте уверены, что в след раз я его не позову. Потому что если для него день рождения важнее гор, то вряд ли он согласится ради гор идти на какие-то жертвы. а ради них, увы, очень часто приходится это делать.
Почему вы спите без палатки?
Конечно, если вы ходите в хорошую погоду и в знакомые места, вы вряд ли столкнетесь с подобного рода проблемами. Но я пишу эти строки 11 декабря 2011 г. после 3-х дневного зимнего похода (2 ночевки на снегу, 17 км. пути, поднялись с высоты 800 м. до 2200 м.), а размещаю в интернете 3 января 2012 г. после 4-х дневного похода. Если вы спросите, почему ради гор надо чем-то жертвовать, то отвечаю: по-другому не получится.
Я хожу в горы каждые выходные, вот уже 20 лет. Ходить так часто невозможно, если не искать новые места и новые варианты проходждения маршрутов. Когда идешь в новое место (а в этом походе у нас было 3 км. новых мест), то повторы неинтересны. Поэтому в горах невозможно не творить. Конечно, далеко не всегда новые места бывают красивее старых. Кроме того, в этом случае гораздо больше рискуешь, но если рассматривать это не в рамках отдельного похода, а в рамках всей жизни, то ориентация на новые места дает гораздо больше, чем забирает. Поэтому творчество для горного туризма, я имею ввиду, создание новых маршрутов является абсолютно необходимым условием.
f
Вот почему разница между горным туристом и отдыхающим очень большая. Это такая же разница как между художником и художником-оформителем. Второй владеет всей техникой художника, но он может только копировать картины, а не придумывать их. Еще раз повторяю, я не против отдыхающих. Просто мне не нужны конфликты с отдыхающими, которые считают себя горными туристами, и на основании этого устанавливают свои правила (например "я не отвечаю за других участников похода, они все - взрослые люди, пусть идут куда хотят", "инструктор - мне не указ, а сам себе голова").
Я не против тех правил, которые позволяют провести поход более интересно. Но этот интерес группа должна получить от гор. А если она получает его не от гор, то хотя бы от каких-то творческих вещей. Гитара, например, допустима, а вот магнитофон - вряд ли. Песни под гитару лучше петь свои, или хотя бы песни о горах, а не эстраду. Дело в том, что подобное времяпрепровождение позволяет человека настроить на горы и разбудить его творческий потенциал.
f
Ведь если группа идет в настоящий горный поход, людям приходится решать массу проблем, и творческий подход тут будет очень и очень нелишним. Но еще раз повторю: в настоящем туристском походе. Горы - замечательное место, и я прекрасно понимаю людей, которые приезжают туда отдохнуть. В принципе, я могу им даже простить. что они называют себя горными туристами, но это звание является престижным именно потому, что большое количество людей в течение долгих лет наполняли это понятие определенным смыслом. Эти люди рисковали своей жизнью, здоровьем ради гор. Они нашли интересные места, связали их маршрутами, оптимизировали эти маршруты так, что вода, дрова и ровные площадки встречаются тогда, когда надо. Это не просто большая работа, но и риск, потому что некоторые из этих людей погибли в горах. И если они сознательно шли на этот риск, это говорит прежде всего об их высоких моральных качествах.
f
Поэтому, господа матрасники, если уж вы примазываетесь к славе этих людей, извольте соответствовать. И если я слышу "Все в горах пьют водку, и без водки никто не ходит", то я воспринимаю это как оскорбление. Но повторяю свой вопрос: "ЗАЧЕМ ПИТЬ ВОДКУ В ГОРАХ?" Горы настолько прекрасны сами по себе, что любое занятие, которое может отвлечь от этой красоты, просто не имеет смысла. И потом, я хожу в горы 25 лет, 20 из них - непрерывно. 15 лет назад был довольно продолжительный период, когда в горы никто кроме нас (меня и моей группы) не ходил. Даже местные забыли о существовании туристов, и недоуменно спрашивали нас, что мы в горах делаем.
f
Все те люди, которых я сейчас вижу в горах, начали ходить на моей памяти. Я имею ввиду, естественно, регулярные походы. Но, повторюсь, был период, когда в горах никого не было. Да и сейчас такой период наступает с декабря по март. Поэтому я могу утверждать, что туристов очень и очень мало. И если кто-то стремится занять эту экологическую нишу, то он должен знать, что горный турист это не только престижно, но и ответственно.

3 января 2012 г.
Виола,
горный турист, более 1000 многодневных походов (250 из них - зимние)
по горам Юго-Западного Тянь-Шаня. Горный гид.
http://moigori.narod.ru

Hosted by uCoz